Сегодня хочу рассказать какими инструментами я «проникаю» в продукты конкурентов, чтобы не повторять их ошибки и «позаимствовать» лучшие практики.
B2B продукты обычно закрыты от нежелательных лиц (например, конкурентов, коими мы и являемся), но есть техники, которые помогают мне провести качественную конкурентную разведку:
Фирма-партнер
Попросить фирму партнера зарегистрироваться у конкурента и дать нам свой доступ.
Тут есть барьер: чтобы понять полноценную работу системы нужно внести в нее данные, а на это может потребоваться слишком много времени.
Еще вариант – найти фирму, которая уже работает с этой системой и попросить провести гайд. Но часто это невозможно: они вводят запрещенные к показу сторонним лицам данные, поэтому не могут продемонстрировать их нам.
Это решение точно стоит попробовать, но оно часто не сработает.
Инструкция
Вот этот вариант гораздо лучше: у большинства систем существуют письменные или видео инструкции к эксплуатации. Там вы сможете увидеть все основные сценарии.
Иногда эта инструкция лежит на сайте, иногда надо поискать на Youtube или сайте какой-нибудь конференции, на которой выступала фирма, но чтобы получить самую последнюю версию, надо обратиться в коммерческий отдел, который с удовольствием предоставит вам эти материалы.
Нет инструкции / гайда по системе? Ну они и ушлепки. Или он есть, но там недостаточно информации? Не стоит переживать, есть 2 самых проверенных и надежный варианта:
Экскурсия
Один из лучших вариантов, которого очень многие стесняются: позвоните фирме и попросите провести вам экскурсию по системе.
Да, придется пойти на хитрость и представиться потенциальным клиентом, который хочет узнать как все устроено внутри. Даже если они скинут инструкцию, изучите ее, но все равно попросите созвониться и онлайн вам все продемонстрировать.
Заранее составьте список всех вопросов по всем сценариям и бизнес вопросам, которые вас интересуют. Сделайте запись процесса демонстрации и это станет вашим гайдом. А в будущем, когда будут появляться новые вопросы, вы сможете обращаться к конкуренту и получать их на месте.
Фирмы любят лидов, докажите вашу заинтересованность и они сольют всю внутрянку, которая нам нужна, если правильно подойти к процессу.
И нет, вы не делаете ничего плохого, это обычный конкурентная разведка. Не надо стесняться говорить с людьми
Бывший сотрудник
А вот что часто гарантирует реальный успех – найти человека, который когда-то работал у конкурента или аналога.
Да, он не может раскрывать детали реализации продукта своего бывшего работодателя, НО можно спросить как он «гипотетические» строил бы площадку, подобно конкуренту, а чего бы он точно не стал делать. Это никак не нарушает NDA и другие законы авторского права.
Что это дает
Во-первых, мы составляем таблицу функционала конкурентов и зарубежных аналогов. Она позволяет увидеть какие функции и в каком виде чаще всего встречаются, какие являются уникальными и каких у нас нет.
Во-вторых, узнать технологии, которые используют аналоги и конкуренты. Да, часто причина использования определенных технологий – это «наследие» прошлого, которое они явно не хотели бы дальше за собой тянуть, НО это позволяет задаться вопросом: «Что мы можем получить, если воспользуемся такими же технологиями»
И конечно же, уже выстраивается достаточно точный план, что стоит, а чего не стоит делать при создании своего продукта.