
Сколько раз я слышал переживания людей на тему: «А вдруг он меня обманет? Что если пропадет? Как контролировать работу?» — и так далее. И однажды я нашел ответ, который решают все вопросы или делает их более «здоровыми». Звучит так:
Если специалист – мудак, то что бы Вы не делали, он Вас обманет. А если немудáк, то об обмане думать не придется.
© Давид Шекунц – (возможно) немудак
Важнее всего задать этот вопрос и найти на него ответ на этапе приема человека в команду.
Еще раз: если специалист – мудак, то какие бы инструменты контроля Вы ни использовали, какие бонусы / награды ни предлагали, сколько бы ни делали поблажек, это не сработает. Он вас нагнет. Так что даже не пытайтесь. Не получится.
А вот если человек – немудак, то вопросы сильно меняются:
- «Как сделать так, чтобы меня не обманули?» – превращается в – «Как помочь человеку сказать мне правильную цену?»
- «Что если пропадет?» – трансформируется в – «Как создать ему комфортные условия, чтобы ему не хотелось уходить?»
- «Как контролировать работу?» – становится – «Что я могу ему дать, чтобы он мог эффективно решать задачи»
Представляете сколько переживаний сразу же пропадает, когда перед вами «немудак»?
Вот с таким подходом все начинает работать правильно. Главное убедиться что и он немудак, и вы немудак.
«А как понять мудак ли я, как руководитель?»
Чаще всего, руководитель-мудак это класс персонажа, который «требует» от своих сотрудников. Хороший же руководитель «помогает» и «направляет» их.
Если Вы считаете, что Вы имеете право «требовать», значит Вы – мудак.
Если Вы считаете, что у вас просто нет другого выхода, кроме как «требовать», значит Вы работаете с мудаками.
Почему я так уверенно это говорю? Потому что я работал с начальниками-мудаками и начальниками класса «поддержки» и со вторыми работа казалась раем, и мне хотелось стоять за этих людей горой, и делать для них по-максимуму, потому что я чувствовал поддержку и веру.
И точно также на меня работали люди, которые говорили, что моя поддержка и сопровождение дает им силы и желание работать, и наоборот, когда я безосновательно чего-то начинаю требовать, они делают на отъебись и не хотят со мной взаимодействовать.
Лайфхак. Есть такая концепция как Servant leadership, которая как раз об этом, очень советую почитать.
«А если я – исполнитель, как понять, что я – мудак?»
Можете ли Вы сказать заведомо ложную информацию, которая принесет вред Вашему руководителю / заказчику? Готовы ли Вы взять деньги и исчезнуть, если что-то не понравится или с вами как-то не так поступят? Готовы ли Вы делать свою работу «спустя рукава»? С 9:00 до 18:00 и не секунды больше? Вы пытаетесь оправдать свои действия и скинуть ответственность на руководителя / заказчика и не готовы помочь решить ситуацию без обвинений кого-либо?
Если ответ «да», то поздравляю, Вы – «почетный мудак».
«Немудак», даже если с ним некрасиво обошлись, пойдет разговаривать и скажет, что ему было неприятно, он хочет поправить ситуацию и готов принести извинения, если где-то неправ.
Как точно убедиться, что вы немудак? У вас должна была быть хотя бы одна команда, где ответом на все вопросы был бы «нет», где вы готовы включаться в процесс и действовать в интересах команды и проекта. Если такой не было, попробуйте поискать, вы обязательно ее найдете, я вам обещаю.
«С собой я разобрался, а как понять кто передо мной?»
Во-первых, скорее всего, вы сразу почувствуете кто перед вами. Доверьтесь интуиции. Но вот пару практических способов:
Чтобы понять насколько хороший перед вами руководитель, поговорите с его командой. Спросите про то, как часто им приходят «приказы и требования сверху», а как часто поддержка и участие.
Ещё я не поощеряю мотивацию наказанием, поэтому, если руководитель часто к этому прибегает, можно смело предполагать что он мудак.
С исполнителем также: спросите у его бывших начальников, причем минимум у нескольких. Один из них может быть мудаком и такого слушать не стоит.
Ещё пара звоночков немудака, которые стоит выяснить на собеседовании: (1) у него была хотя бы одна команда, которую он вспоминает с теплом, (2) он может рассказать не только про код который писал, но и про суть проекта, которые делал (это эмпатия к своему делу называется)
Почему «бинарный»?
Потому что здесь или «да», или «нет». В бинарной системе не бывает полумер. Если специалист «полумудак» округляйте до «мудака».
Что с ними делать
Что делать с мудаками? Ничего, ничего с ними не делайте. Покиньте это место.
А если в команде всего один мудак? Если это не руководитель, то пообщайтесь со своим руководителем, он подскажет.
Вам непонятно мудак ли перед вами в зеркале или за рабочим столом? Напишите мне, постараюсь помочь, рассказать что можно поправить.
P.S
Я здесь пишу «главное качество специалиста», но на самом деле это «главное качество человека» и относится к любым отношениям.
P.P.S
Как я узнал, это и главное качество и домашних животных / птиц, потому что один пернатый мудак недавно меня сильно укусил, просто потому что захотел. Так что не заводите мудацких животных.